Летом исполнится четыре года, как жительница Луганска Ирина оказалась в Одессе с двумя сыновьями и сумкой летней одежды. Все это время она тщетно пытается устроится на новом месте, не переставая восхищать окружающих жизнерадостностью и силой духа.

Мы с Ириной сидим в комнате Одесского психосоциального центра. С 2016 года там постоянно проживают более 100 переселенцев с Донбасса, и свою маленькую комнату Ирина делит с двумя сыновьями-девятиклассниками: Мишей и Толиком. Ей уже не первый раз приходится начинать жизнь с нуля, но впервые – в другом городе, оставив в Луганске и свое жилье, и собственный бизнес.

Первый раз пришелся на время после распада СССР. Зарплаты в школе, где Ирина 18 лет проработала учителем музыки, стало не хватать, чтобы прокормить себя и маленького сына. Торговля трикотажем на рынке со временем позволила заработать на 3-комнатную квартиру и собственный магазин. Уверенность в будущем была настолько крепкой, что даже решилась усыновить ребенка, и у Миши появился брат Толик.

Anastasiya Marchuk/ICRC

Рисунок Миши занимает почетное место в комнате.

«Мы хорошо жили, – вспоминает Ирина, – могли позволить и репетиторов, и кружки для ребенка, но сыну было скучно. Думала, будет ему младший братик, а вышло в итоге, второй сын оказался даже на год старше Миши».

Летом 2014 Ирина с детьми поехала на море в Николаевскую область, взяв вещи ровно на 21 день. А в итоге оказалось, что пути обратно нет. Пыталась устроиться на работу в Смеле (Черкасская область), вернувшись к учительству в школе. Но предлагали лишь полставки, и даже дополнительная работа уборщицей в обувном магазине не спасала. Спас звонок из Одессы: переселенцев стали расселять в пригородных санаториях, где нашлось место и Ирине с детьми.

«Кажется, именно тогда наша семья и сплотилась по-настоящему, – вспоминает наша героиня. – Они поняли, что мама их не бросит».

Поиски работы продолжились на новом месте, обнаружился диабет, на срочную операцию и дорогостоящее лечение ушли все сбережения. Сейчас Ирина получает материальную помощь от МККК, куда она обратилась с просьбой найти бывшего мужа, связь с которым оборвалась еще в 2016 году.

«Эта помощь была нам необходима, – говорит женщина, – Мальчики растут быстро, только на зимнюю одежду столько потратить надо!»

Anastasiya Marchuk/ICRC

Домашний питомец Миши и Толика – хомяк Тимур

Кроме того, Ирина попала в программу по переквалификации для временно перемещенных лиц другой гуманитарной организации и в 46 лет стала изучать английский язык. Хотя дело идет не просто.

«Но я не сдаюсь, главное – практика, – убеждена Ирина. – Поэтому на добровольных началах работаю воспитателем в детской комнате, которую оборудовал в нашем центре благотворительный фонд. У них есть волонтер из Германии, которая хорошо говорит по-английски. С ней и практикуюсь. Недавно сдавала экзамен на уровень знания языка, сыновья сидели, слушали, а потом и говорят: “А мы и не знали, что ты так здорово говоришь!” Это для меня была самая большая похвала».

Сейчас она надеется, что в будущем сможет подрабатывать частными уроками для школьников.  Ирина много смеется и шутит, но при упоминании родного города грустнеет. Признается, что Луганск ей часто снится. Говорит, что самая большая проблема – отсутствие собственного жилья. Но будущее детей она уже связывает с Одессой и уверена, что сыновья смогут устроиться в жизни и заведут тут семьи.