Село Крымское расположено на линии соприкосновения, и конфликт превратил жизнь местных жителей в сплошное испытание: из-за обстрелов разрушены или повреждены дома, не работает водопровод, а прошлой зимой людям пришлось переживать морозы без газоснабжения. Время от времени вспышки боевых действий загоняют людей на ночь в подвалы.

Добраться до села также нелегко: грунтовая дорога в новый районный центр Новоайдар ведет через глубокий овраг. Зимой и во время дождей она становится непреодолимым препятствием почти для всех видов транспорта, поэтому даже не всегда удается довезти населению изолированного села гуманитарную помощь.

«У многих из нас работа была в Славяносербске, который сейчас по ту сторону линии разграничения, – делится воспоминаниями местная жительница Татьяна Дорошенко. – Поэтому теперь мы безработные. Живем так: что сами вырастили, то у нас и на столе».

Такое упование исключительно на собственные силы заставило переживать прошлогодние зимние холода в маленькой летней кухне, где сохранилась небольшая печка, которую можно было топить дровами. Этим летом МККК привез семье Дорошенко, а также еще 60 семьям, печь булерьян. Она позволяет отапливать помещения до 100 квадратных метров и пригодна для приготовления пищи, поэтому Дорошенкам больше не придется переселяться на зиму в кухню.

Olena Loshakova/ICRC

«В прошлом году мы обеспечивали жителей Крымского еще и дровами, – рассказывает делегат МККК Антуанетт Девендра. – В этом году продолжим поддерживать наиболее уязвимые семьи в рамках программы подготовки к зиме».

До начала этой зимы еще 555 семей вдоль линии разграничения обустроят свои жилища новыми булерьянами.

«У нас теперь благодаря вам есть и с чего варить, и на чем. Ведь мясо и овощи у нас тоже благодаря вам», – говорит Татьяна.

Еще весной семье Дорошенко и другим 578 уязвимым домохозяйствам вдоль линии разграничения в Луганской области МККК предоставил цыплят и корма для домашней птицы.

«Благодаря инкубатору, который нам привезли ранней весной, в нашем дворе загоготали 25 гусей. Этим летом – новый подарок, за который говорим особенное спасибо – дробилка зерна», – Татьяна показывает нам очередной подарок для пернатых, который за несколько минут мелет кукурузу либо другое зерно.

Olena Loshakova/ICRC

Такие устройства получила не только семья Дорошенко. Всего в семи изолированных деревнях МККК раздал 215 инкубаторов, а затем и 177 измельчителей зерна. Молотые корма лучше усваиваются, а значит их нужно меньше, поэтому селяне, которые разводят птиц, могут сэкономить собственные средства.

«Благодаря вашим теплицам мы уже в мае лакомились свежими огурцами. Вот вспоминаю их привкус во рту, такие они были сладкие и хрустящие», – смеется Татьяна. В 2015 году в ее огороде, где сейчас сверкает на солнце теплица, зиял проем от взрыва снаряда… Тогда семья не верила, что когда-нибудь вернется к мирному хозяйствованию, поэтому сегодня, даже несмотря на обстрелы неподалеку, радуется простым вещам: возможности покормить кур, сорвать горячие от солнца и ароматные собственные овощи, обустроить на зиму новую печку.

Olena Loshakova/ICRC

Вырастить что-то на продажу у Татьяны не получается, ибо на все хозяйство она одна с сыном. А вот Валентина с матерью еще до конфликта жили за счет продажи молока. И сегодня, несмотря на то, что поля вокруг деревни заминированы и выкормить крупный рогатый скот не так просто, они держат 10 молочных коров.

«У нас и коровник, и дом пострадали от обстрелов. И коровы сейчас болеют чаще, чем раньше. Но мы все равно не опускаем руки. Думаем: вот помогают сегодня и, может, еще будут помогать», – делится Валентина, с которой мы встретились во время раздачи наборов для повышения качества молока. Ее надежды не напрасны, ведь проект по поддержке животноводства предусматривает предоставление таким домохозяйствам сыроварок, сепараторов и оборудования для охлаждения молока.